Мое лето прошло под девизом: меняем декорации! Я вышла замуж, а значит, поменяла социальный статус, местожительства, фамилию, и решила заодно поменять работу. Тем более уже давно появлялись мысли о том, что надо это делать: повышения зарплаты не предвиделось, работы было мало. Я перестала расти как специалист, а общение на эту тему с начальством не приносило результатов.
Было чувство, что я выросла из этой работы, как дети вырастают из своих вещей. Как-то вечером, открыв наугад книжку, (как гадала Нине Соломатиной - героине Ирине Муравьевой ее мама в фильме «Карнавал»), я наткнулась на следующие слова: «попробовать следует себя в другой должности». «Как точно и правильно сказано», - подумала я и решила, что пришла пора действовать. Я забрала документы, личные вещи и помахала коллегам ручкой. Здравствуйте, свобода и новые перспективы!
Вечером, отметив бутылочкой шампанского данное событие, я погрузилась в сладкие мечты о том, как стану специалистом в другой фирме, каким будет мой новый кабинет, на что потрачу свою первую зарплату… Но сначала - отдых!
День первый
Доброе утро! Теплая ванна, чашка ароматного кофе, круасан. И все это не торопясь, не впопыхах. Оказывается, утром столько интересного показывают по телевизору… А теперь поход в салон красоты: маникюр, педикюр, новая стрижка… Шопинг... Вечерняя встреча с подругами… Ах, свобода, ты так сладка! Пожалуй, завтра еще понежусь, а послезавтра займусь работой.
День второй
Прошел в сладкой неге и лени.
День третий
Набравшись сил и уже немного устав от отдыха и безделья, я решила приниматься за дело. С чего начать?
Я написала резюме, отправила его на несколько сайтов, просмотрела предлагаемые вакансии и через пару часов я расписала свою неделю почти по минутам. Каждый день собеседование, а то и 2 - 3. В конце недели я была полностью истощена, и появилось чувство, что хожу по кругу.
Хотя, черт возьми, приятно всю неделю рассказывать совершенно незнакомым людям, какая ты хорошая и сколько у тебя знаний, умений. А вопросы, адресованные тебе, кажется, только помогают достать из недр памяти глубоко запрятанные и уже почти забытые таланты. Ах, какая я замечательная! Только по-прежнему безработная…
За время активных поисков я получила столько полезной информации, что могла бы написать книгу: «Как найти отличную работу!». Ну, если не книгу, то статью - точно. Итак…
Выбор вакансий
Вы нашли отличное объявление. Не будем скрывать, первое, что приметил глаз - отличная зарплата и до указанного адреса добираться очень удобно. На что следует обратить первоначально свое внимание?
- Указано ли название фирмы?
Если нет, посмотрите координаты контактного лица. Какой e-mail адрес указан? Solnishko@mail.ru? Как думаете, это говорит о солидности фирмы? Если e-mail размещен на корпоративном домене, обязательно посмотрите сайт компании. Для этого введите в строку поиска Интернета ту часть e-mail адреса, которая находится после знака @.
- Если вместо требований к кандидату написано: «Вам, энергичным, молодым!», то хочется добавить - наивным.
- Слишком высокая заработная плата – тоже повод задуматься.
Мне позвонили из организации, и я поинтересовалась уровнем заработной платы. Получился в итоге интересный диалог:
-Уровень заработной платы высокий.
-Высокий? В каких пределах.
-Ваша зарплата будет около 2.000 долларов.
-Странно, у меня совсем нет опыта работы в этой сфере, и мне предлагают такую зарплату?
-Раз без опыта, тогда 800.
- Указанный возраст кандидата вызывает удивление. Мне попадались вакансии с указанием возраста от 16 до 22 лет. Вряд ли это говорит о серьезных намерениях работодателей.
Приглашение на собеседование
Вам перезвонили и предлагают приехать на собеседование. О чем лучше узнать сразу же, по телефону?
Мне предложила работу некая компания, и я решила уточнить адрес и схему проезда на их сайте. Но первое, что показала мне поисковая система - наличие моей фирмы в черном списке. Думаю, что на собеседовании я просидела бы меньше по времени, чем читала все комментарии на сайте.
- Ваши обязанности. В чем они будут заключаться?
Вам нужно выяснить, что именно подразумевается под данной вакансией. Основные обязанности, возможный рост карьерный и финансовый. Хотя бы кратко. Полную информацию получите на собеседовании. Но не забывайте: если вы ищете вакансию программиста, вряд ли собеседник на другом конце телефонной линии расскажет обо всем. Скорее всего, это не ваш будущий начальник, а секретарь или менеджер по персоналу, который не знает всех тонкостей вашей будущей работы.
В том, что не все работодатели дочитывают резюме до конца, убедилась на личном опыте. В конце резюме я прописывала, какую вакансию НЕ предлагать. Но видимо они надеялись, что их чудная компания заставит меня передумать или же действительно не считали нужным полностью ознакомиться с моим жизнеописанием.
- Время пути от метро до самой компании, чтобы не опоздать на собеседование.
- Что принести с собой на собеседование (паспорт, резюме, хотя иногда его распечатывают работодатели). Некоторые просят полный вариант резюме.
- Наличие командировок, необходимо ли знание иностранных языков.
Я приехала на собеседование и узнала, что желателен хороший разговорный английский, т.к. они планируют проект в Канаде и мне предстоит туда лететь в случае трудоустройства. Ни в описании вакансии, ни в телефонном разговоре об этом не было сказано ни слова.
На собеседовании вас могут спросить практически обо всем. Но есть те вопросы, которые можно назвать стандартными. Над ними лучше поразмыслить накануне.
Стандартные вопросы
- Назовите ваши сильные и слабые стороны.
Хороший анекдот в тему:
Собеседование. На подобный вопрос кандидат отвечает: «Я добросовестный, трудолюбивый, аккуратный, исполнительный, коммуникабельный работник. Не пью, не курю….»
Его удивленно спрашивают: «У вас нет ни одного недостатка?!».
«Есть один, - признается кандидат, - приврать люблю».
- Почему мы должны взять именно вас на работу? В чем ваше преимущество?
- Как вы представляете себе будущую работу?
- Чем вас привлекает эта вакансия?
- Почему вы ушли с предыдущего места работы?
-Сколько вы получали там и сколько хотите получать на данном этапе?
- Когда вы готовы приступить к работе?
О чем еще могут спросить на собеседовании,
кроме стандартных вопросов об опыте работы и образовании?
- Каких результатов вы достигли на предыдущем месте работы?
- Что было самым сложным для вас? И как вы с этим справлялись?
- Ваше семейное положение, наличие детей и престарелых родственников, которых вы, возможно, содержите.
- Ваше хобби, увлечения.
- Ваша личная (в том числе интимная) жизнь.
Кажется, любимыми вопросами работодателей являются:
- кем вы видите себя через год, три, пять?
- что же вы будете делать, если мы вам откажем?
- какую книгу вы читаете сейчас?
Информация к размышлению. Реальная выдержка из анкеты одной фирмы:
«Сколько рабочих дней за последний календарный год было пропущено Вами по причине временной нетрудоспособности по состоянию здоровья (указать). Страдаете ли Вы хроническими заболеваниями, требующими периодического стационарного медицинского обслуживания? НЕТ/ДА (какими). Имеете ли вы медицинские ограничения, препятствующие трудоустройству? НЕТ/ДА (какие?). Состоите ли Вы на учете в психоневрологическом или наркологическом диспансерах? ДА/НЕТ Имеются ли у Вас близкие родственники с хроническими заболеваниями, требующими ухода с периодическим отрывом от производства? В случае возникновении необходимости длительного ухода за детьми, есть ли у Вас близкие родственники, которые в этой ситуации смогут Вас заменить? НЕТ/ДА (кто?)»
Как подготовиться к собеседованию
Накануне собеседования нужно обязательно хорошенько выспаться. Не стоит накануне употреблять алкоголь, даже в минимальных дозах. Просмотрите свои документы, продумайте внешний вид. Перед интервью обязательно выключите телефон, а если ждете важного звонка, то хотя бы отключите звук.
На собеседовании
- Правильно сядьте, не скрещивая рук и ног. В психологии этот жест означает отстраненность, безразличие.
- Смотрите на интервьюера, выслушивайте до конца его вопросы. В случае если вы не очень хорошо поняли вопрос, не переспрашивайте, а начните свой ответ так: «Правильно ли я поняла, что вас интересует…».
- Не следует говорить очень долго или кратко, тихо или громко. Держите «золотую середину».
Стоит ли шутить?
Если да, то очень осторожно. Смотрите по ситуации. На одном из собеседований мне очень понравился интервьюер. С ним было легко общаться, и мы даже за короткое время разговора успели посмеяться. А в другой фирме собеседник видимо вообще не имел чувства юмора. За почти час общения с ним на его лице не проскользнуло даже намека на улыбку. Если вам тяжело общаться, представьте себе, что у интервьюера болит горло, жмут ботинки или утром он поссорился с женой. Именно поэтому он такой грустный или злой.
Отвечая на вопросы старайтесь построить свою фразу таким образом, чтобы в ней было максимальное количество положительной информации и минимальное отрицательной. Но не перегните палку, лесть не всегда уместна.
В свою очередь обязательно уточните:
- Каким образом вы будете оформлены на работу? Трудовая книжка или по договору?
- Каким образом начисляется заработная плата? «Белая» или нет, наличными или на банковскую карточку?
- Сколько времени длится испытательный срок? Как после его окончания изменится заработная плата?
-Оплачиваются ли больничные и отпуска? В некоторых фирмах «разрешается» болеть определенное количество дней, а все остальное - за свой счет.
- Какие бонусы предоставляет фирма? Медицинское страхование, оплачиваемый мобильный телефон, компенсация проезда, обедов, фитнес.
- Проводит ли работодатель обучение, курсы повышения квалификации для своих сотрудников?
- Если есть возможность, ознакомьтесь с будущим рабочим местом. Комфортно ли вам? Нравится ли? Ведь тут придется проводить как минимум треть дня.
- Принята ли в компании сверхурочная работа? Как это бывает часто и оплачивается ли в соответствии с законом?
- Когда будет принято решение о принятии на работу?
И даже если вам все безумно понравилось, не спешите говорить «да». Обдумайте свой ответ. Возьмите тайм-аут хотя бы до следующего вечера.
… Я устроилась на работу. Приехала на собеседование и вышла через сорок минут, оставив в кабинете менеджера по персоналу заявление о приеме на работу. Вечером я очень радовалась, а утром следующего дня, в первый же рабочий день, мне хотелось сбежать домой с нового места работы… Я решила довериться своей интуиции. Поговорила с директором, извинилась и забрала документы. Не жалею до сих пор!
Не забудьте задать потенциальному работодателю свои вопросы:
- Чего вы ожидаете от меня? Каких конкретно результатов ждете? - Расскажите о моих возможных перспективах в вашей компании. - Что будет входить в мои ежедневные обязанности? - По какой причине уволился мой предшественник (если он был)? - С кем мне придется работать?
Интересным финалом собеседования может быть предложение поработать бесплатно, дабы проверить ваши знания и умения. Не теряйте своего драгоценного времени.
... Мне выдали рекламные проспекты, сообщили о ближайшей выставке по тематике компании и предложили проявить себя. А после окончания выставки, если я принесу им контакты их потенциальных клиентов, они рассмотрят мою кандидатуру и примут окончательное решение. Я решение приняла гораздо быстрее, отправив их проспекты в ближайшую урну.
… Время поиска затянулось. Я по-прежнему не могла остановить свой выбор ни на одной вакансии. Где-то не нравилась я, где-то условия не устраивали меня. Муж радовался горячим ужинам и встречающей его жене, а я была уже согласна на любой компромисс – мне очень хотелось на работу. К отчетам, и авралам, традиционным чаепитиям с коллегами, даже к утренней толчее в метро. Но только снова бы почувствовать себя не только женой, дочкой, сестрой, но и Екатериной Игоревной!
Кто ищет, тот всегда найдет
Через некоторое время я сидела на новом месте работы, в новой должности в новом кабинете с новыми коллегами. Оказалось, что быть новичком – своеобразное продолжение поисков работы и «заигрываний» с работодателем. Поэтому еще несколько советов:
- Приходите на работу вовремя, а лучше – на 10-15 минут раньше.
- Внимательно выслушайте и запомните имена ваших коллег, особенно вашего непосредственного начальника и…системного администратора. По личному опыту могу сказать, что порой именно сисадмины решают очень многое! Ведь каким бы вы ни были замечательным профессионалом, если компьютер начинает «вредничать», работа точно встанет!
- Соблюдайте корпоративный стиль и правила компании.
Помните, не только вы должны ужиться на новом месте, но и ваши коллеги с вами. А опыт... Моя очень хорошая знакомая сказала: «Почему ты переживаешь, что у тебя нет опыта работы в этой области? Вот смотри, я не умею водить самолет. И что? Я ж не переживаю. И ведь самые опытные летчики тоже когда-то не умели». И у вас тоже все получится!
Катерина ВОНДРАЧЕК |